Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 города Кирово-Чепецка Кировской области "Белочка" __________________________________________________________________

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ В МКДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 23

 Старший воспитатель Т.Н.Родыгина

Цель: совершенствовать уровень работы педагогов по воспитанию у детей культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми и навыков социального поведения, реализуя вариативные подходы.

Основные принципы построения данной модели:

- речевая направленность процесса обучения;

- ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания;

- использование подлинно коммуникативных заданий;

- использование личностно – ориентированного подхода к обучению, что включает учет потребностей педагогов, опору на их индивидуальные особенности.

 

Основные направления деятельности: 

1.1.     Самообразовательная работа педагогов:

- «Использование фольклора для создания речевых ситуаций с детьми раннего возраста», Иванова Н.Н.

  Значительная роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста, в первую очередь, в создании психологической атмосферы. Фольклор дает возможность:

- создание приподнятого настроения;

- выражения и разрядки отрицательных эмоций;

- повышение или понижение активности детей;

- привлечение внимания или переключения с одного вида деятельности на другой;

- создание  проблемных, игровых, речевых ситуаций.

 - «Развитие коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру», З.А.Челочева

 Детская игра в полной мере выступает практическим (в действии) размышлением ребенка об окружающей действительности, своеобразным прообразом теоретической мысли взрослого (С. Л. Новоселова).

Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка в максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества, коммуникабельности.

 - «Развитие коммуникативных и речевых навыков детей с использованием социоигровых технологий», И.В.Медведицына

     Основа социоигровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).      Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.

 - «Проблемный метод обучения для речевой активности детей в образовательной деятельности», О.В.Повышева.

      Метод проблемного обучения максимально формирует творческие способности детей, речевую мыслительную деятельность, воображение, познавательную мотивацию интеллектуальных эмоций.

 - «Использование знаково – символической (моделирование) деятельности по развитию речевых навыков детей», Л.П.Пленкина

      Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач преобладает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

 - «Развитие речевой деятельности у детей 3-го года жизни», Л.В.Рязанова

 Методические приемы:

- пальчиковая гимнастика (показ);

- использование игрового персонажа (кошечка, собачка, курочка, петушка, мишки, зайки и т.д.);

- речевые (процесс говорения как образец);

- инсценирование (элементы игры-драматизации);

- действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).

 - «Развитие речемыслительной деятельности детей 5-6 лет через использование исследовательских методов обучения», Н.А.Мальцева

      Исследовательский метод – путь к знанию через собственный, творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проболем, выработка и простановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе рассуждения и умозаключения.

 

1.2.     Работа творческих групп:

«Мастерская успеха» (социоигровая технология)

Творческая лаборатория «Флешка» (ИКТ)

Творческая группа «Речецветик»

 

1.3.     Педагогический совет «Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию коммуникативных и речевых навыков детей»

 * консультация «Нетрадиционные приемы творческого                                                                рассказывания по системе О.И.Ушаковой, ТРИЗ»

  * практикум (открытые занятия, мастер – класс «Социоигровые технологии», взаимопосещения: «Использование активных методов обучения, приемов развития связной речи, методы проблемного обучения, использование схем, моделирования, коммуникативных игр и т. д.)

 * создание развивающей речевой среды в группах: картотеки развивающих игр по речевой деятельности, библиотеки детской художественной литературы, дидактических настольных игр и т.д.

 

4. Семинар – практикум «Развитие речевых и коммуникативных навыков детей в соответствии с ФГТ» для ГМО воспитателей

 

5. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Неделя информатизации образования на Вятской земле. Интерактивный марафон.

 

6. Участие педагогического коллектива в городских профессиональных конкурсах (рапространение инновационного педагогического опыта) :

-- «Игра. Традиции и новации», З.А.Челочева

-- конкурс инновационного педагогического опыта, З.А.Челочева

-- «Учитель года – 2012», И.В.Медведицына

-- Городской фестиваль инновационных идей (сетевой проект «Территория ДОУ»

 

7. Мероприятия МКДОУ детского сада № 23 для реализации

творческих способностей воспитанников:

- театральный мини фестиваль

- экологическая игра «Природа Кировской области»

- интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку»

- детские экологические творческие проекты

- тематические выставки детского рисунка

Создать бесплатный сайт с uCoz