Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 города Кирово-Чепецка Кировской области "Белочка" __________________________________________________________________ |
|
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ В МКДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 23 Старший воспитатель Т.Н.Родыгина Цель: совершенствовать уровень работы педагогов по воспитанию у детей культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми и навыков социального поведения, реализуя вариативные подходы. Основные принципы построения данной модели: - речевая направленность процесса обучения; - ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания; - использование подлинно коммуникативных заданий; - использование личностно – ориентированного подхода к обучению, что включает учет потребностей педагогов, опору на их индивидуальные особенности.
Основные направления деятельности: 1.1. Самообразовательная работа педагогов: - «Использование фольклора для создания речевых ситуаций с детьми раннего возраста», Иванова Н.Н. Значительная роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста, в первую очередь, в создании психологической атмосферы. Фольклор дает возможность: - создание приподнятого настроения; - выражения и разрядки отрицательных эмоций; - повышение или понижение активности детей; - привлечение внимания или переключения с одного вида деятельности на другой; - создание проблемных, игровых, речевых ситуаций. - «Развитие коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру», З.А.Челочева Детская игра в полной мере выступает практическим (в действии) размышлением ребенка об окружающей действительности, своеобразным прообразом теоретической мысли взрослого (С. Л. Новоселова). Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка в максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества, коммуникабельности. - «Развитие коммуникативных и речевых навыков детей с использованием социоигровых технологий», И.В.Медведицына Основа социоигровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко). Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо. - «Проблемный метод обучения для речевой активности детей в образовательной деятельности», О.В.Повышева. Метод проблемного обучения максимально формирует творческие способности детей, речевую мыслительную деятельность, воображение, познавательную мотивацию интеллектуальных эмоций. - «Использование знаково – символической (моделирование) деятельности по развитию речевых навыков детей», Л.П.Пленкина Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач преобладает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. - «Развитие речевой деятельности у детей 3-го года жизни», Л.В.Рязанова Методические приемы: - пальчиковая гимнастика (показ); - использование игрового персонажа (кошечка, собачка, курочка, петушка, мишки, зайки и т.д.); - речевые (процесс говорения как образец); - инсценирование (элементы игры-драматизации); - действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию). - «Развитие речемыслительной деятельности детей 5-6 лет через использование исследовательских методов обучения», Н.А.Мальцева Исследовательский метод – путь к знанию через собственный, творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проболем, выработка и простановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе рассуждения и умозаключения.
1.2. Работа творческих групп: «Мастерская успеха» (социоигровая технология) Творческая лаборатория «Флешка» (ИКТ) Творческая группа «Речецветик»
1.3. Педагогический совет «Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию коммуникативных и речевых навыков детей» * консультация «Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе О.И.Ушаковой, ТРИЗ» * практикум (открытые занятия, мастер – класс «Социоигровые технологии», взаимопосещения: «Использование активных методов обучения, приемов развития связной речи, методы проблемного обучения, использование схем, моделирования, коммуникативных игр и т. д.) * создание развивающей речевой среды в группах: картотеки развивающих игр по речевой деятельности, библиотеки детской художественной литературы, дидактических настольных игр и т.д.
4. Семинар – практикум «Развитие речевых и коммуникативных навыков детей в соответствии с ФГТ» для ГМО воспитателей
5. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Неделя информатизации образования на Вятской земле. Интерактивный марафон.
6. Участие педагогического коллектива в городских профессиональных конкурсах (рапространение инновационного педагогического опыта) : -- «Игра. Традиции и новации», З.А.Челочева -- конкурс инновационного педагогического опыта, З.А.Челочева -- «Учитель года – 2012», И.В.Медведицына -- Городской фестиваль инновационных идей (сетевой проект «Территория ДОУ»
7. Мероприятия МКДОУ детского сада № 23 для реализации творческих способностей воспитанников: - театральный мини фестиваль - экологическая игра «Природа Кировской области» - интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку» - детские экологические творческие проекты - тематические выставки детского рисунка |