МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ В МКДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 23
Старший воспитатель Т.Н.Родыгина
Цель: совершенствовать уровень работы педагогов по воспитанию у детей культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми и навыков социального поведения, реализуя вариативные подходы.
Основные принципы построения данной модели:
- речевая направленность процесса обучения;
- ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания;
- использование подлинно коммуникативных заданий;
- использование личностно – ориентированного подхода к обучению, что включает учет потребностей педагогов, опору на их индивидуальные особенности.
Основные направления деятельности:
1.1. Самообразовательная работа педагогов:
- «Использование фольклора для создания речевых ситуаций с детьми раннего возраста», Иванова Н.Н.
Значительная роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста, в первую очередь, в создании психологической атмосферы. Фольклор дает возможность:
- создание приподнятого настроения;
- выражения и разрядки отрицательных эмоций;
- повышение или понижение активности детей;
- привлечение внимания или переключения с одного вида деятельности на другой;
- создание проблемных, игровых, речевых ситуаций.
- «Развитие коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру», З.А.Челочева
Детская игра в полной мере выступает практическим (в действии) размышлением ребенка об окружающей действительности, своеобразным прообразом теоретической мысли взрослого (С. Л. Новоселова).
Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка в максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества, коммуникабельности.
- «Развитие коммуникативных и речевых навыков детей с использованием социоигровых технологий», И.В.Медведицына
Основа социоигровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко). Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.
- «Проблемный метод обучения для речевой активности детей в образовательной деятельности», О.В.Повышева.
Метод проблемного обучения максимально формирует творческие способности детей, речевую мыслительную деятельность, воображение, познавательную мотивацию интеллектуальных эмоций.
- «Использование знаково – символической (моделирование) деятельности по развитию речевых навыков детей», Л.П.Пленкина
Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач преобладает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
- «Развитие речевой деятельности у детей 3-го года жизни», Л.В.Рязанова
Методические приемы:
- пальчиковая гимнастика (показ);
- использование игрового персонажа (кошечка, собачка, курочка, петушка, мишки, зайки и т.д.);
- речевые (процесс говорения как образец);
- инсценирование (элементы игры-драматизации);
- действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).
- «Развитие речемыслительной деятельности детей 5-6 лет через использование исследовательских методов обучения», Н.А.Мальцева
Исследовательский метод – путь к знанию через собственный, творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проболем, выработка и простановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе рассуждения и умозаключения.
1.2. Работа творческих групп:
«Мастерская успеха» (социоигровая технология)
Творческая лаборатория «Флешка» (ИКТ)
Творческая группа «Речецветик»
1.3. Педагогический совет «Современные формы и методы работы в ДОУ по развитию коммуникативных и речевых навыков детей»
* консультация «Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе О.И.Ушаковой, ТРИЗ»
* практикум (открытые занятия, мастер – класс «Социоигровые технологии», взаимопосещения: «Использование активных методов обучения, приемов развития связной речи, методы проблемного обучения, использование схем, моделирования, коммуникативных игр и т. д.)
* создание развивающей речевой среды в группах: картотеки развивающих игр по речевой деятельности, библиотеки детской художественной литературы, дидактических настольных игр и т.д.
4. Семинар – практикум «Развитие речевых и коммуникативных навыков детей в соответствии с ФГТ» для ГМО воспитателей
5. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Неделя информатизации образования на Вятской земле. Интерактивный марафон.
6. Участие педагогического коллектива в городских профессиональных конкурсах (рапространение инновационного педагогического опыта) :
-- «Игра. Традиции и новации», З.А.Челочева
-- конкурс инновационного педагогического опыта, З.А.Челочева
-- «Учитель года – 2012», И.В.Медведицына
-- Городской фестиваль инновационных идей (сетевой проект «Территория ДОУ»
7. Мероприятия МКДОУ детского сада № 23 для реализации
творческих способностей воспитанников:
- театральный мини фестиваль
- экологическая игра «Природа Кировской области»
- интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку»
- детские экологические творческие проекты
- тематические выставки детского рисунка